Как пишет «Коммерсант», изменения планируется внести в антиотмывочный закон (115-ФЗ). В нем будет описано, что к антиотмывочным мерам «не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссий, сборов и иных вознаграждений». Эта мера направлена против заградительных комиссий, например, за перевод средств с заблокированных в рамках антиотмывочного законодательства счетов.
Также законопроект предусматривает поправки в закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым при переводе денежных средств от юрлиц или индивидуальных предпринимателей в пользу физлиц размер комиссии «не может быть обусловлен различным назначением осуществляемых переводов либо различными суммами переводов». Сейчас стандартные тарифы за переводы в пользу физлиц варьируются в пределах от нескольких рублей до нескольких десятков рублей. При достижении суммы свыше 150 000 руб. банки уже взимают 1,5%, 10–12% для сумм более 5 млн руб., говорится в пояснительной записке.
Авторы проекта подчеркивают, что установление повышенных комиссий в «антиотмывочном» законодательстве не прописано. «Дискриминационные тарифы» банки вводят, руководствуясь рекомендациями ЦБ по борьбе с отмывочными схемами. Депутаты уверены, что таким образом финансовые организации увеличивают свои комиссионные доходы, ведь экономически эти запретительные тарифы никак не обоснованы и противоречат принципам риск-ориентированных подходов в борьбе с отмыванием.
Эту депутатскую инициативу «принципиально поддерживают» в Росфинмониторинге и ФАС, а в Центробанке – частично, пишет «Коммерсант». В ЦБ сообщили изданию, что они выступают не за отмену применения банками экономических мер борьбы с отмыванием, а за их смягчение. В частности, регулятор заявил, что исходит из недопустимости взимания банками повышенных комиссий при перечислении зарплат, дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий, страховых возмещений, выплат на основании решений судебных органов.
Но не все эксперты разделяют точку зрения ФАС и Росфинмониторинга о том, что заградительные тарифы используются банками только с целью обогащения. «Абсолютно законная операция может выглядеть сомнительной и подпадать под целый ряд критериев подозрительности. Банки не заинтересованы в обслуживании клиентов, чья деятельность, например, связана с большим оборотом наличности. Поэтому нельзя исключать, что в связи с введением запрета на повышенные тарифы будут чаще отказывать таким клиентам в обслуживании», – отметила руководитель направления по работе с корпоративными клиентами Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг группа Семейное/Наследственное право группа Уголовное право × Марина Филиппова. Комплаенс по выявлению сомнительных операций – процесс для банков достаточно затратный, но его все же нельзя считать самым действенным способом по борьбе с отмыванием доходов, заключила эксперт.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 20 января 2020