Поиск по сайту

Главная » Новости » Практика » ВС решил дело о возврате денег за отмененный рейс
ВС решил дело о возврате денег за отмененный рейс (07 октября 2020)

В феврале 2020 года Майя Замятина купила у авиакомпании «Сибирь» билеты по маршруту Москва-Ницца, по ее словам, на "конец апреля-начало мая". Но рейс отменили из-за коронавируса. Тогда она направила перевозчику претензию о возврате денг, в ответ ей прислали ваучер, от которого она отказалась. Клиент направила иск к авиакомпании «Сибирь» с требованиями вернуть деньги за несостоявшийся полет.

Параллельно Замятина обратилась и в Верховный суд, чтобы признать недействующими п. 3, 4, 6, 10 июльского правительственного Постановления № 991, где говорится о возврате денег за отмененные рейсы. Нормы устанавливают новые правила возврата стоимости билета, если договор подлежит исполнению с 18 марта по 1 мая 2020 года (а если это Китай - с 1 февраля). Потребителю дают ваучер, который можно потратить на другие перелеты, а если клиент хочет вернуть деньги, ему надо ждать 3 года. Замятина просила признать, что «отсрочка» для авиакомпаний в 3 года нарушает права пассажиров. 

А рассмотрение исков к авиакомпании в Советском районном суде Нижнего Новгорода приостановили по ходатайству Замятиной до решения ВС (дела № 2-1788/2020 и 2-1911/2020 - дела два, так как разные бронирования на нескольких пассажиров).

Дело № АКПИ20-489 7 октября рассмотрела «тройка» под председательством Николая Романенкова. На заседание явилась сама истица, представители Правительства (Минтранс) и Генеральной прокуратуры. Заседание началось с выступления Замятиной, которая заявила, что трехлетний срок для возврата денег за отмененные рейсы противоречит закону о защите прав потребителей, он должен быть 10 дней согласно ст. 31 ("Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя"). "Авиакомпания освобождается от ответственности, но неправомерно финансировать ее за счет граждан, - заявила Замятина.

Представитель ответчика поинтересовался, согласна ли она с тем, что положение не совсем снимает ответственность с  перевозчика, а только по-новому регулирует порядок и сроки возмещения средств за отмененные рейсы. Истица парировала, что отмена рейсов по причине карантина - это форс-мажор. Нормы об этом есть в ГК, и их достаточно. 

Следом выступил представитель Правительства, который сослался на ст. 107.2 Воздушного кодекса. Норма дает Правительству право при угрозе или возникновении ЧС, введении режима повышенной готовности устанавливать особенности исполнения договора воздушной перевозки, в том числе о возврате платы пассажиру.

- А почему нельзя было установить один год, полтора, два?- поинтересовался у него председательствующий судья Романенков.  

- Срок установлен исходя из анализа и прогноза восстановления экономики особо пострадавших отраслей. Учитывались в том числе рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта, которые опубликованы на официальном сайте. Авиакомпании наиболее пострадали. Здесь правительство из двух зол выбрало меньшее, - ответил представитель ответчика.

- Эта организация [Международная ассоциация воздушного транспорта] защищает интересы перевозчика. А кто граждан будет защищать? Ваучер, конечно, хорошо, но за три года можно заболеть или обстоятельства жизненные изменятся, - отметил председательствующий.

На это представитель Правительства напомнил, что ваучер действует в течение трехлетнего срока. "По нашей информации, когда открыли ряд направлений, пассажиры этим воспользовались, - ответил представитель Правительства.

Представитель генпрокуратуры, Лариса Степанова, в своем заключение отметила, что оснований для удовлетворения иска нет. Выслушав все стороны «тройка» удалилась в совещательную комнату, а после огласила решение: в иске Замятиной отказать. 

Информация ПРАВО.ru



Дата: 07 октября 2020