«Роснефть» заключила с компанией «Альфа-Транзит» договор на поставку нефтепродуктов железными дорогами. Согласно пункту договора, покупатель, то есть, «Альфа-Транзит», должен возвращать пустые цистерны в предусмотренные сроки. Иначе — неустойка.
В 2017 году «Роснефть» узнала от своего контрагента-экспедитора, «РН-Транс», что в 2014 году «Альфа-Транзит» задержала вагоны. И вчинила компании иск, который первые две инстанции удовлетворить отказались — суды указали, что «Роснефть» пропустила срок исковой давности. Ведь компания, как участник гражданского оборота и организатор перевозки, «проявляя должную и необходимую степень осмотрительности, разумности и добросовестности», могла и должна была узнать о нарушении срока возврата вагонов по истечении срока доставки груза либо в пределах разумного периода со дня истечения срока доставки груза. В том числе — путем получения сведения о простое цистерн напрямую от «РЖД».
Кассация, напротив, указала: «Роснефть» могла и должна была узнать о факте простоя цистерн и надлежащем ответчике не раньше даты получения претензии от контрагента–экспедитора («РН-Транс»). Суд исходил из того, что ни договор, ни законы не возлагают на истца обязанность получать информацию о простое цистерн из базы данных «РЖД» (дело № А40-112913/2017).
«Альфа-Транзит» обратилась в Верховный суд и написала: истец мог и должен был соблюсти срок давности по иску, потому что вел с ответчиком переписку еще в ноябре 2014 года. «То обстоятельство, что истец самостоятельно не исполнил принятые по договору обязательства по выполнению транспортировки груза, а привлек для транспортировки собственное дочернее общество, не препятствует организации поставщиком работы с привлеченным грузоотправителем», — уверены заявитель. А еще компания могла запросить железнодорожные накладные у покупателя.
Экономколлегия согласилась, что «Роснефть» пропустила срок исковой давности — и отменила решение кассационной инстанции.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 09 апреля 2019