Правительство обнародовало концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях. Соответствующий документ размещен 10 июня на сайте кабмина.
Согласно концепции, изменения в административном законодательстве будут соответствовать целям заявленной реформы контрольно-надзорной деятельности, а при их подготовке учтут практику применения и толкования норм судами. При этом КоАП ожидает сокращение составов правонарушений и изменение подходов к назначению наказаний.
Также из кодекса планируют выделить нормы, касающиеся производства по делам об административных правонарушениях. В КоАП лишь пропишут их подведомственность, а положения, регулирующие судопроизводство, должны быть включены в процессуальное законодательство.
При сокращении числа составов, учтут «тяжесть» правонарушений. Теперь арбитражные суды будут привлекать к ответственности только по тем из них, что «представляют повышенную общественную вредность и по которым административные наказания вправе назначать только суд». В частности, в новую редакцию КоАП «максимально полно» включат составы правонарушений в области общественного порядка и безопасности. Все дополнительные изменения по-прежнему будут вносить в КоАП только отдельными федеральными законами.
Действующий КоАП вступил в силу в 1 июля 2002 года. С этого момента принят 621 федеральный закон, которым в КоАП внесено свыше 4 800 правок.
Новый кодекс планируют синхронно ввести в действие с другими законодательными актами контрольно-надзорной реформы с 1 января 2021 года.
Авторы концепции предлагают выделить категории административных правонарушений, в зависимости от их характера и возможности негативных последствий. Например, административные правонарушения повышенной степени «общественной вредности» могут быть отнесены к категории «грубых». В соответствии с категориями должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний, а также особенности производства и срок давности привлечения. Последний не может превышать два года (за исключением юрлиц).
Также учитываются особенности статуса привлекаемых лиц. Так, индивидуальных предпринимателей предлагается выделить в отдельную группу. А вместо госорганов, наделенных статусом юридического лица, ответственность понесут их должностные лица.
«[Действующий КоАП] это документ, который тяжело применять и на который невозможно уже смотреть без слез»
Премьер-министр Дмитрий Медведев
В нормах нового КоАП, по задумке разработчиков, должны найти свое отражение принципы вины, презумпции невиновности, недопустимости повторного административного наказания, законности, справедливости, соразмерности и другие. Так, исключается вина нарушителя в случае признания его невменяемым или при возникновении чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. А тем, кто впервые совершил проступок, предлагается выносить предупреждение, а не штраф (за исключением грубых нарушений и при отсутствии отягчающих обстоятельств). Размеры штрафов при этом будут соответствовать масштабам правонарушения, а при их назначении нужно учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица. Если сумма штрафа не превышает 10 000 рублей, средства могут взыскать без возбуждения исполнительного производства.
А в случае малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрено освобождение от ответственности.
Также планируется предусмотреть возможность замены одного вида наказания на другой без нового рассмотрения дела по существу.
Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, достигших 16 лет, пропишут в специальной главе КоАП. В ее положениях также учтут условия жизни и воспитания, уровень психического развития, различные особенности личности подростка.
Административный кодекс – это дополнительный инструмент. Базовые законы устанавливают права и обязанности, а КоАП и УК – ответственность за их нарушение и неисполнение. Это все находится в системе.
Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству
В рамках реформы предлагается исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности и перенести соответствующие составы в Особенную часть КоАП. Также планируется ограничить до минимума либо полностью исключить из санкциях норм Особенной части безальтернативные административные наказания.
Значительную часть полномочий мировых судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена региональными актами, планируют передать коллегиальным органам этих субъектов.
Планируется расширение процессуальных прав прокурора, чье участие «во многих случаях является оправданным», отмечают авторы концепции. Кроме того к производству могут привлечь представителя саморегулируемой организации, уполномоченного по правам человека, а также детского, бизнес-обмудсмена и соответствующих уполномоченных в субъектах РФ.
Также предлагается закрепить дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи. В частности, речь идет об обязательном участии адвоката в производстве по делам, где предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного ареста.
Разработку нового КоАП Дмитрий Медведев анонсировал в апреле, а в марте дал поручение подготовить его концепцию. Премьер-министр отметил, что существующий кодекс устарел и его тяжело применять. С момента принятия действующего документа Госдума одобрила уже более 600 законопроектов с поправками к нему. Новый КоАП, по словам Медведева, будет более «компактным и чётким».
Информация ПРАВО.ru
Дата: 10 июня 2019