Поиск по сайту

Главная » Новости » Законодательство » Закон о крабовых аукционах прошёл третье чтение
Закон о крабовых аукционах прошёл третье чтение (10 апреля 2019)

Докладчик Николай Николав сегодня сказал, что этот законопроект прекратит практику, по которой буквально несколько человек добывают крабов, при этом практически ничего не выплачивая. Документ должен восстановить справедливость в отношении страны, добавил он. Также депутаты сегодня приняли постановление, согласно которому будет создана специальная рабочая группа, которая проконтролирует выполнение закона. 

Аукционы будут проводить только в форме электронных торгов. Если компания-победитель не реализует обещанный проект, то государство может изъять квоту во внесудебном порядке и вновь выставить на торги. В первой версии проект предполагал, что достаточно будет трёхлетнего «бездействия», но во втором чтении Госдума увеличила этот срок до пяти лет, чтобы компании успели реализовать инвестиционный проект: создать комфортные условия труда, построить флот и другое. Дольше будет действовать договор по государственной квоте – 15 лет вместо 10, как это планировалось в первом чтении. Участвовать в аукционах смогут только те компании, которые зарегистрированы в тех регионах, где и расположены бассейны для вылова краба. 

«Мы с вами разорвём порочный круг, когда природными ресурсами страны можно было пользоваться почти бесплатно <...>. Теперь мы создаём условия для появления новых игроков, они будут сразу платить за использование природных благ», – рассказывал вчера Николаев. Он уточнил, что благодаря этому законопроекту в 2019–2020 годах в бюджет поступит около 82 млрд руб. 

Депутаты от ЛДПР предполагали, что введение законопроекта может привести к безработице, использованию устаревшего флота компаниями, которые ещё не успели построить или купить новые суда, но Николаев однозначно заключил: «[Законопроект] – абсолютно справедливая система распределения природных ресурсов».

8 апреля в Госдуме прошли парламентские слушания комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В них приняли участие представители рыболовной промышленности, региональных правительств и другие заинтересованные стороны, которые предупредили: проект сократит рабочие места, налоговые поступления и затормозит развитие отрасли.

В поддержку законопроекта выступил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский. Он заявил, что «отрасль резко монополизировалась», а лица, которые контролируют крабовый бизнес, имеют несколько гражданств, а весь рынок контролируется всего несколькими бенефициарами. Также с оптимизмом Цариковский воспринял поправку об электронных аукционах на квоты. С ним согласился сенатор Сергей Митин, который заявил, что необходимо пропускать на рынок новых игроков. Также он отметил, что доходы в бюджет государства с добычи краба небольшие, а маржинальность самого бизнеса высокая. Он также заявил, что 95% крабов экспортируется за рубеж. 

Сомнения, которые высказывали участники слушаний, были связаны с тем, что вслед за крабами под подобное распределение могут попасть и другие биологические ресурсы. Некоторые даже предложили ввести мораторий на подобные изменения. Другие связаны с тем, что существующие компании, которые занимаются добычей, существенно закредитованы и потеря 50% крабов до аукционов может поставить под удар развитие целой отрасли. Михаил Делягин, научный руководитель АНО «Институт проблем глобализации», заявил, что процедура похожа на раскулачивание. «В итоге выиграют «квотные рантье» (компании, перепродающие квоты), а отрасль откатится в эпоху 2000 годов», – заявил он. Сегодня Николаев заверил, что под действие закона попадает только вылов крабов. 

На слушания приехал Алексей Заплатин, гендиректор НП «СЗРК» (Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум, в него же входит Архангельский траловый флот). Он рассказывает, что стоял у истоков крабового бизнеса. «Раньше этот ресурс был недоходным и убыточным, многие компании этого не выдержали и ушли с рынка. Теперь консорциум платит 4,1 млрд руб. налогов ежегодно, при этом из них 1,3 млрд руб. – рыба, а остальное – это крабы», – рассказывает Заплатин. «Мы не можем сами себе придумать налоговую ставку. Измените ее, сколько скажете платить, столько и будем. Но зачем рубить курицу, которая несет золотые яйца, и пускать туда (в крабовый бизнес) цыплят? Пройдет много лет, прежде чем эти компании смогут встать на ноги», – отметил он.

Эксперты отмечают, что законопроект направлен на суждение применения исторического принципа распределения квот добычи крабов в пользу аукционного принципа. «Речь идет о формальном стремлении расширить конкурентные условия доступа к этому виду биологических ресурсов, что имеет под собой определенные разумные основания. В то же время исторический принцип основан, как известно, на приоритете публичных экологических интересов и связан с объективно подтвержденной добросовестностью соответствующих субъектов в отношении использования природных ресурсов, которые нуждаются в особой защите», – рассуждает советник коллегии Muranov, Chernyakov & Partners Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг II группа Арбитражное судопроизводство II группа Международный арбитраж II группа Природные ресурсы/Энергетика III группа Антимонопольное право IV группа Банкротство × , доктор юридических наук Армен Джагарян. Он также отметил, что исторический принцип получил обоснование как допустимый для использования в ряде решений Конституционного суда (например, Постановление от 25 июня 2015 года № 17-П).

«Уменьшение государством фактического объема добычи является изъятием в понимании ч. 3 ст. 35 Конституции РФ и без равноценного возмещения влечет нарушение конституционных прав текущих владельцев. Принятие законопроекта приведет к применению серых налоговых схем, браконьерству и затормозит развитие отрасли, о чем в том числе ярко свидетельствует опыт проведения схожих аукционов в 2000–2004 годах», – рассказал президент МКАГМ «Почуев, Зельгин и Партнеры» КИАП Федеральный рейтинг I группа Страховое право I группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции II группа Трудовое и миграционное право II группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование II группа Международный арбитраж II группа Интеллектуальная собственность II группа Уголовное право и процесс III группа Антимонопольное право III группа Арбитражное судопроизводство III группа ТМТ III группа Коммерческая недвижимость/Строительство III группа Финансовое/Банковское право III группа Корпоративное право/Слияния и поглощения III группа Налоговое право и налоговые споры IV группа Банкротство Профайл компании × Александр Почуев.

Руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ КИАП Максим Бузин считает, что переход на аукционную механику может дать государству «быстрые» деньги, но принесёт при этом в жертву тот самый инвестиционный потенциал, который, согласно задумке авторов законопроекта, должен быть реализован в результате реформы.

Законопроект № 669567-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов». 

Информация ПРАВО.ru



Дата: 10 апреля 2019