Ernst & Young опубликовали результаты опроса бизнес-сообщества о мерах господдержки под заголовком «Как COVID-19 меняет российский бизнес?». Как следует из результатов исследования, 27% опрошенных сообщили о снижении выручке более, чем вполовину. Ещё 25% говорят о снижении на 20%-50%. 27% респондентов заявили о незначительном снижении выручке меньше, чем на 20%. Среди тех, кто ощутил потери, более 30% — представители компаний из сфер автомобилестроения, аэропортовой деятельности, туризма и гостеприимства, образования, недвижимости, производства промышленной продукции, розничной торговли, транспорта и логистики.
Лишь незначительная доля опрошенных, а это всего 6%, говорят о положительной динамике выручки. В основном, это предприятия сектора производства товаров повседневного спроса, розничной торговли, информационно-коммуникационных технологий. Меньше всего от кризиса пострадали представители химической промышленности, компании из сферы медицины и фармацевтики, а также производства товаров повседневного спроса.
Исследователи отмечают, что доля руководителей малых и средних предприятий среди респондентов, которые отметили снижение выручки больше, чем на 30%, значительно превышает аналогичные показатели среди крупных частных и государственных компаний. Если среди малого и среднего бизнеса она составляет 64%, то среди руководства крупных частных предприятий таких 29%, а крупных государственных — 19%.
10% респондентов заявили о том, что их бизнес находится находится на грани закрытия, либо окажется в такой ситуации, если ограничительные меры продлятся больше, чем ещё две недели. 51% опрошенных считают, что в таком режиме их предприятия смогут проработать не дольше одного или трёх месяцев. 15% уверены, что смогут продержаться от трёх месяцев до полгода. При этом, только 24% руководителей компаний считают, что ограничительные меры не представляют для них угрозы, а 76% придерживаются обратного мнения. Среди представителей малого и среднего бизнеса, 20% ожидают закрытия сейчас или в ближайшие недели. Среди крупных частных компаний таких всего 7%. В среднем, и те, и другие оценивают свой запас прочности не больше, чем в один или два месяца: об этом заявили 47% руководителей малых и средних предприятий и 39% крупных частных компаний.
При этом, даже в крупных компаниях с государственным участием, 80% топ-менеджеров полагают, что нынешний кризис может привести к прекращению их деятельности. Почти половина респондентов считает, что после всех нынешних ограничительных мер экономика будет восстанавливаться больше года. 27% рассчитывают на полгода или год, и лишь 21% опрошенных надеется, что восстановление экономики займёт не больше шести месяцев. При этом, разница в оценках этих сроков среди компаний разных сегментов или отраслей незначительна.
В то же время, оценки перспектив восстановить собственный бизнес у опрошенных более пессимистичны, чем их же взгляд на экономику в целом. 15% считают, что уже не смогут вернуться к докризисным уровням выручки. 36% полагают, что на это потребуется больше года. 15% надеются, что восстановиться удастся в течение трёх месяцев. Более оптимистичны здесь руководители крупных компаний. Среди них, на восстановление в течение шести месяцев или года рассчитывают 38%. В малом и среднем секторе бизнеса 45% руководителей рассчитывают на возврат к докризисным оборотам больше, чем за год, а 20% считают, что такой возврат невозможен. С последними солидарны всего 13% руководителей крупных компаний.
Подобные ожидания примерно одинаковы во всех отраслях экономики, хотя в сферах информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики и медицины, химической промышленности, строительства и финансов оптимистов чуть больше. Здесь большая часть полагает, что сможет восстановиться меньше, чем за год.
Что касается антикризисных мер, которые бизнесмены пытаются предпринять, то 38% опрошенных снижают операционные затраты, 30% пытаются снизить или отсрочить арендную плату, 26% переводят сотрудников на неполную рабочую неделю, а 24% пересматривают условия договоров с поставщиками. 20% снижают зарплату штата, а 19% — нормы рентабельности.
Крайними мерами, к которым опрошенные пока не готовы, или вообще не планируют обращаться, стали отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, сокращение персонала и реструктуризация кредитов. Такой подход примерно одинаков как в среде крупных, так и малых и средних предпринимателей. При этом, малый и средний бизнес более активно использует эти меры и более расположен снижать нормы рентабельности. Государственные компании менее активны в использовании этих мер. Они в основном применяют другие способы снизить операционные затраты.
О мерах государственной поддержки хорошо осведомлены около 70% опрошенных. Меньше всего информированы руководители компаний о мерах отраслевой и региональной поддержки, а также о возможностях получить налоговый вычет по расходам на борьбу с COVID. Не так хорошо они знакомы с возможностями отсрочить лизинговые платежи, воспользоваться субсидиями или возместить затраты на маркетинг, экспорт, инжиниринг и, в случае с московскими компаниями, развитие.
Опрос компания Ernst & Young провела в апреле этого года через онлайн-анкетирование руководителей компаний. В выборку включили компании, которые представляют более 20 индустрий. Среди них и те, которые правительство включило в список наиболее пострадавших в условиях пандемии. Многие компании и руководители, которые участвовали в опросе, действуют в нескольких субъектах РФ: более 75% опрошенных представлены за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а около 25% — работают во всех регионах страны. Результаты количественного анализа дополнили комментарии партнёров Ernst & Young из числа отраслевых экспортёров по России и странам СНГ.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 15 мая 2020